Организация физического воспитания
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В связи с этим в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности нашего дошкольного учреждения является здоровьесбережение детей в условиях детского сада.
Целью деятельности дошкольного учреждения является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта, а также создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе.
Основными задачами создания благоприятных условий для развития физических способностей детей являются:
- оздоровительные - решение вопросов развития и укрепления различных систем организма, развитие движений, а также закаливание
- образовательные - формирование у детей навыков гигиены, выполнение основных движений, представлений о режиме, активном отдыхе, безопасности, освоение знаний о своем организме
- воспитательные - формирование у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании, воспитание культурно-гигиенических навыков.
С учетом поставленной цели и задач, деятельность по приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни осуществляется в дошкольном образовательном учреждении в нескольких направлениях:
- Взаимодействие с педагогами
- Взаимодействие с детьми
- Взаимодействие с родителями
Повышение уровня квалификации педагогов по организации физического воспитания дошкольников осуществляется посредством таких видов деятельности, как:
- Курсы повышения квалификации
- Мастер-классы
- Тренинги
- Деловые игры
- Семинары-практикумы
- Обмен опытом между педагогами на заседаниях городского методического объединения
Педагоги используют в своей работе здоровьесберегающие технологии, такие как:
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Коррегирующая гимнастика
- Игротерапия
- Ритмическая гимнастика
Организация физической культуры в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в специально организованных формах работы с детьми и в свободной деятельности. При организации непосредственно образовательной деятельности учитываются группы здоровья, интересы и потребности детей. В своей работе инструктор по физической культуре использует такие формы организации как:
- Утренняя гимнастика
- Непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию
- Гимнастика пробуждения
- Физкультурные досуги и праздники
Ежедневное проведение утренней гимнастики растормаживает нервную систему детей после сна, активизирует деятельность всех внутренних органов и систем, повышает физиологические процессы обмена. Гимнастика после дневного сна обеспечивает наилучший переход от пассивного отдыха к активной деятельности во второй половине дня, поднимает настроение и мышечный тонус
В ДОУ используются различные виды организации непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию:
- игровая деятельность, построенная на основе подвижных игр, народных и оздоровительных игр, игры – эстафеты, сюжетно – игровая деятельность
- непосредственно образовательная деятельность
Процесс физического воспитания носит индивидуально-дифференцированный характер, физические упражнения и игры подбираются преимущественно динамического характера, познавательные, на развитие различных групп мышц и физических качеств дошкольника.
Основными формами взаимодействия с родителями в образовательном учреждении являются: физкультурные досуги, развлечения и праздники: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Семейные старты», «Будущие защитники Родины». При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети проявляют большую активность и инициативу в действиях, происходит эмоционально близкое общение детей и родителей.
В дошкольном учреждении ведется работа по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни. Совместная деятельность с воспитанниками по данной проблеме организуется в различных формах:
- «Уроки здоровья»
- Игровые ситуации
- Беседы
- Проектная деятельность
- Театрализованная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Рисование
В дошкольном учреждении функционирует бассейн. Одним из направлений в работе по здоровьесбережению воспитанников является обучение плаванию детей дошкольного возраста. Оздоровительное плавание обеспечивает:
- Гигиеническое воспитание
- Развитие двигательных умений и навыков
- Воспитание физических качеств
- Формирование правил поведения на воде
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в группах, на участках. В групповых оборудованы физкультурные уголки, на участках расположено спортивно-игровое оборудование.